Такое разнообразие этиологических факторов нарушения речи свидетельствует о необходимости серьезного отношения родителей к речевым проблемам детей, поскольку в некоторых случаях они могут свидетельствовать о серьезных патологиях, в том числе – головного мозга. Своевременное обращение к квалифицированному детскому врачу-логопеду поможет выявить причины отсутствия речи или ее недоразвитие у ребёнка, назначить адекватное лечение и коррекцию.
В логопедических отделениях для детей сети многопрофильных клиник НИАРМЕДИК консультируют детские врачи-логопеды первой и высшей квалификационных категорий, имеющие научные звания и многолетний практический опыт коррекции речи при ее отсутствии или недоразвитии у ребёнка в лучших отечественных и зарубежных клиниках.
Для юных пациентов естьвозможность при необходимости проконсультироваться у любых специалистов в области педиатрии – неврологов, психологов, отоларингологов, а также пройти все необходимые инструментальные и лабораторные обследования в собственных многофункциональных лабораториях сети, оборудованных по последнему слову техники.
К услугам детей – самые современные физиотерапевтические технологии воздействия на артикуляционную аппаратуру.
Комплексный подход к лечению детей при отсутствии речи или ее недоразвитии дает отличные результаты при такой речевой патологии, как алалия, предупреждая развитие у ребёнка вторичной интеллектуальной недостаточности.
Этиология
Алалия – одна из разновидностей общего недоразвития речи у детей, которая вызывается патологиями речевых зон головного мозга ребёнка во время его антенатального развития или в первые годы жизни.
Патология выявляется у 1% детей дошкольного возраста, у мальчиков – вдвое чаще. Вызывают эту разновидность общего недоразвития речи следующие факторы:
- на этапе антенатального развития – недостаточное снабжение плода кислородом, внутриутробная инфекция, травмирование плода вследствие падения беременной, токсикозные патологии, угроза выкидыша, сердечно-сосудистые, легочные и другие хронические патологии соматического характера;
- патологии плода в околородовой (перинатальный) период или в процессе осложненных родов: недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма;
- черепно-мозговые травмы и заболевания головного мозга в первые годы жизни: (энцефалиты, менингиты);
- соматические патологии, вызывающие истощение центральной нервной системы;
- частые и длительные бактериальные и вирусные инфекции (ОРВИ и их осложнения, пневмонии, бронхиты и т.д.);
- патологии эндокринной системы;
- рахит с поражением нервной системы;
- общий наркоз при перенесенных оперативных вмешательствах;
- неблагоприятная наследственность.
Повреждения головного мозга органического характера тормозят развитие нервных клеток, оставляя их на зародышевой стадии. В результате снижается одно из основных свойств нейронов – возбудимость, что приводит к торможению нервных процессов головного мозга и истощению функциональности нейронов. Эти поражения не резко выражены, но многочисленны и распространяются на оба полушария головного мозга, что практически исключает запуск механизма самокомпенсации речевого развития ребёнка.
Усугубляет воздействие органических факторов, вызывающих алалию, неблагоприятные условия развития малыша – дефицит общения, детский госпитализм, педагогическая запущенность и т.п.
Ребенку с этим заболеванием необходима помощь не только детского логопеда, но и невролога, психолога, оториноларинголога.
Разновидности и симптоматика
При алалии ограничение или отсутствие речи являются изначальными признаками системного характера. При недоразвитии речи этого вида наблюдается нарушение лексических, грамматических, фонетических, фонематических и других речевых компонентов.
Это общие признаки алалии, которые свойственны всем ее разновидностям. Одна из классификаций алалии предусматривает ее разделение на следующие виды в зависимости от зоны поражения головного мозга и преобладания в этой связи нарушения типа речи: сенсорную, моторную и смешанную.
Сенсорная (импрессивная), или рецептивная алалия
Этот редко встречающийся вариант нейропсихологической лингвопатологии, который составляет около 10% от всех выявленных случаев алалии, характеризуется расстройством восприятия речи на слух при полной сохранности слуховых функций.
Малыш отлично слышит звучащую речь, но не отличает ее от других звуков и не понимает смысла. Обычное явление при сенсорной алалии – бездумное повторение ребенком звуков, слов и даже предложений вслед за речью взрослого человека без понимания ее смысла (эхолалия). Этот и иные характерные симптомы импрессивной алалии подтверждают, что органы слуха малыша здоровы, а причина недоразвития речи – в поражении тех зон головного мозга, которые регулируют анализ речевых звуков, в частности – речеслухового анализатора.
Причиной поражения центра Вернике, отвечающего за рецептивную речь, могут быть различные факторы, которые перечислены выше как общие для всех видов алалии.
Для клинической картины сенсорной, или рецептивной алалии, кроме упомянутой эхолалии, характерны следующие симптомы:
- в зависимости от тяжести заболевания – ситуативное понимание малышом обращенной к нему речи, полное безразличие к речевым звукам или звуковым раздражителям от любого источника;
- малыш не различает человеческую речь и неречевые звуки;
- отсутствие реакции на собственное имя, другие ласковые обращения;
- повышенная речевая активность, в которой в большинстве преобладают бессвязные звуковые сочетания в навязчивом повторении, эхолалии, значения которых дитя не понимает;
- отсутствие соотношения предмета или явления с их словесными обозначениями, что становится причиной общения со взрослыми с помощью жестов;
- собственная речь не вызывает у малыша критического к ней отношения;
- импульсивность в поведении;
- отказ пользоваться речью, отказ от контактирования;
- частое сочетание с другими речевыми патологиями и психическими расстройствами.
Вышеописанное поведение и речь малыша – повод для родителей как можно раньше обратиться в логопедическое отделение ближайшей клиники сети НИАРМЕДИК. Опытные детские логопеды совместно с неврологами, психологами, отоларингологами проведут консультации, психолого-педагогическое тестирование, назначат диагностические процедуры физического состояния.
По результатам осмотра, тестирования, аппаратных и лабораторных обследований, дифференциальной диагностики от тугоухости, аутизма, афазии и др. патологиями со схожей симптоматикой, будет установлен точный диагноз заболевания, его причины и тяжесть развития, разработан план комплексного лечения индивидуально для каждого маленького пациента.
Комплексная терапия в зависимости от тяжести речевых нарушений может длиться в течение 2-4 лет и включать:
- медикаментозную терапию, направленную на активацию центральной нервной системы;
- физиотерапию – массаж, лечебная физкультура;
- логопедическую терапию – занятия с детским логопедом нацелены на исключение бессмысленной речевой активности, формирование восприятия речи на слух, способностей анализировать звучащую речь;
- нейропсихологическую коррекцию, при необходимости – с привлечением родителей и других близких родственников.
Моторная или экспрессивная алалия
Причиной этой формы алалии является поражение речедвигательного анализатора коры головного мозга, вследствие чего собственная речь у малыша не развивается, но способность воспринимать и понимать чужую – сохранилась. Для этиологии патологий речедвигательного анализатора характерно их возникновение на ранних этапах формирования мозговых структур у плода. В связи с этим для профилактики алалии важно строго соблюдать предписания врача акушера-гинеколога в период планирования и в первом триместре беременности, что касается всех форм этого нарушения речевых функций. Поражения речедвигательного анализатора, полученные после рождения – менее выражены и легче поддаются коррекции.
Родителям необходимо иметь информацию о норме речевого развития детей в разные месяцы и годы жизни, и при отклонении от показателей обращаться за медицинской помощью к наблюдающему врачу-педиатру или логопеду.
Характерными для клинической картины симптомами экспрессивной алалии являются:
- в зависимости от тяжести заболевания – полное отсутствие лепета, а затем речи, первые слова в возрасте 3-4 лет, слабые речевые реакции, неправильное произношение звуков, слов, пропуск слогов и звуков, повторы первого слога для обозначения предмета и др.;
- бедный набор употребляемых слов, неправильное построение или упрощение фраз, отсутствие вспомогательных слов (союзов, предлогов, наречий), несогласование слов в падежах, родах, числах;
- малыш не понимает речь взрослого, не выполняет команды;
- различная степень нарушения координации движений;
- значительные нарушения мелкой моторики;
- проблемы памяти, рассеянность восприятия и внимания, замедленное мышление;
- эмоциональные проблемы психики – повышенная плаксивость, частая смена настроения при низкой активности;
- нарушения аппетита и сна.
Комплексная диагностика и лечение экспрессивной алалии в детских отделениях включает консультацию всех необходимых детских специалистов, дифференцирующие диагностические процедуры, чтобы исключить другие формы отсутствия речи: афазию, аутизм, глухонемоту, олигофрению и др.
Аппаратная диагностика нацелена на выяснение причин возникновения патологии речедвигательного анализатора и оценку состояния головного мозга:
- МРТ головного мозга;
- ультразвуковая допплерография для исследования сосудов головного мозга;
- электроэнцефалография для определения активности мозга.
В комплексные мероприятия кроме аппаратного и лабораторного обследования входят логопедическая и психологическая диагностика. Врач-логопед выясняет уровень речевого статуса с помощью специальных тестов, исследует состояние артикуляционного аппарата маленького пациента – связок, губ, языка, нёба, носоглотки, полостей носа и т.д., их взаимодействие и артикуляционные переключения.
На основании всех диагностических процедур и тестов детский врач-логопед разрабатывает индивидуальный план лечения с учетом особенностей здоровья малыша.
Комплексная терапия включает медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, цель которых – компенсировать нарушения коры головного мозга. Фармакотерапию контролирует детский невролог.
Психокоррекцией занимаются опытные детские психологи, их действия нацелены на восстановление высших психических функций ребенка, коррекцию поведения и эмоциональной сферы.
Важнейшая часть комплексной терапии приходится на логопедическую коррекцию, в процессе которой детский врач-логопед:
- с использованием игровых ситуаций стимулирует речевую активность ребенка, обогащает его словарный запас, учит навыкам диалога;
- учит правильно строить предложения, продвигаясь от простой фразы к более сложным речевым структурам с согласованием слов по родам, числам, падежам, применением служебных слов, наречий, прилагательных, глаголов;
- прививает навыки связного монолога через пересказ прочитанного, описания изображений и действий на картинках;
- развивает способность общаться с собеседниками;
- устраняет фонетико-фонематические нарушения по классической методологии, уделяя внимание общей и тонкой моторике, правильной артикуляции, звукопроизношению, развитию слуховой памяти, речевого дыхания и т.д.
Правильно поставленная речь – гарантия психологического комфорта ребенка, нормального общения со сверстниками, возможности обучения в общеобразовательной школе, получения высшего образования.