Фонационные нарушения устной речи у детей и взрослых
Афония (дисфония) – отсутствие голоса, либо нарушение его силы, высоты или тембра. Возникает вследствие органических или функциональных дефектов голосообразующего механизма.
Нарушение темпа речи:
- – патологически медленный темп речи, замедленная артикуляция. Результат нарушения речевых центров в коре мозга. По своему происхождению это нарушение речи может быть органическим или функциональным. Речь звучит тягуче, растянуто, вяло и монотонно;
- – патологически быстрый темп речи, ускоренная артикуляция. Речь торопливая, стремительная, напористая, сопровождается аграмматизмами.
Заикание – нарушения темпа, ритма и плавности речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает как резкая отрицательная реакция на внешний раздражитель.
Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и развитии речевого аппарата. Искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение. Это может произойти из-за анатомических дефектов артикуляционного аппарата или из-за неблагоприятных условий развития речи и нарушений фонематического слуха.
Ринолалия (гнусавость) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения вследствие анатомических и физиологических дефектов речевого аппарата. Симптомы этого нарушения речи: монотонная и малоразборчивая речь, гнусавость, назальный оттенок речи.
Дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения из-за несформированности всех звеньев механизма звукопроизношения. Причина такого нарушения речи – результат поражения центральной нервной системы.
Структурно-семантические нарушения устной речи
Алалия – или недоразвитая речь из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга в утробе матери или в младенчестве. Система фонематических, грамматических и лексических языковых средств не формируется. Нарушение управления речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звуков и слогов. Данное нарушение речи труднее остальных поддается коррекции.
Афазия – полная или частичная потеря ранее сформированных навыков речи из-за сосудистых нарушений, воспалительных процессов в головном мозге или черепно-мозговых травм. Обычно афазией называют нарушение, если оно произошло после трех лет.
Еще одна классификация, по которой делятся виды нарушений речи:
- Нарушение средств общения:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение формирования произношения у пациентов с какими-либо речевыми расстройствами;
- общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех компонентов речи, как звуковых, так и смысловых. Признаки общего нарушения речи: позднее развитие речи, скудный словарный запас, дефекты произношения, аграмматизмы. Степень нарушения может быть разная от дислалии вплоть до полного отсутствия речи (алалии).
- Нарушения в применении средств общения – когда средства общения сформированы правильно, а коммуникативная функция речи нарушена. Сюда относится, например, заикание.
Классификация нарушений письменной речи
Нарушения развития письменной речи у детей делятся на две группы. Это зависит от того, какой ее вид нарушен – сама возможность письма (продуктивный) или чтения (рецептивный).
Дислексия — это нарушение чтения, которое связано с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Наблюдается затрудненное распознавание букв при их слиянии в слоги и узнавание слогов при их слиянии в слова. Все это ведет к очень медленному чтению, неправильному воспроизведению слов, а также неверному пониманию даже простых текстов. Дислексия в тяжелой форме — это полнейшая неспособность к овладению навыками чтения, абсолютное неузнавание букв и слов, даже, если их хорошо видно.
Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких образах букв, искажении звукового и слогового состава слова, а также структуры предложения. Дисграфия возникает на фоне недоразвитой устной речи. Аграфия – самая тяжелая степень дисграфии – представляет собой неспособность соединять буквы и слоги в слова, пропуски букв и слогов, перекручивание слов и даже полную потерю способности писать.