Несформированность звуковой стороны речи выражается в том, что некоторые звуки ребенок может произнести правильно (по специальному требованию), но в обычной речи он их заменяет на более простые по артикуляции, одно и то же слово произносит различно при многократном повторении, с трудом различает звуки и т. д.
Многолетний опыт логопедов-дефектологов отделений логопедии сети НИАРМЕДИК показывает, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и последующая качественно проведенная логопедическая работа развивают фонематическое восприятие и позволяют полностью исправить недостатки звукопроизношения. Специалисты НИАРМЕДИК настоятельно рекомендуют родителям дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи устранить нарушение до поступления в школу. Это залог успешного овладения младшими школьниками письменной речью и отсутствием проблем с чтением.
Если вы заметили у своего ребенка какие-либо речевые нарушения, не откладывайте визит к специалисту. Звоните нам и записывайтесь на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи к ведущим логопедам-дефектологам столицы.
Особенности логопедической работы с детьми с ФФНР
Правильная устная речь один из показателей того, что ребенок готов к школе. Дети с фонетическим недоразвитием речи являются потенциальными дислексиками (нарушение чтения) и дисграфиками (нарушение письма).
Характеристика фонематического недоразвития речи
При ФФНР страдает:
- звукопроизношение (это может быть искажение или смешение звуков, замена или отсутствие звука);
- фонематический слух (проблемы с узнаванием звука в речевом потоке);
- фонематическое восприятие (звуко-слоговой анализ и синтез).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников и младших школьников достигается целенаправленной работой логопедов-дефектологов по коррекции фонематического недоразвития и звуковой стороны речи.
Диагностика
На первом приеме логопед собирает анамнез, опираясь на беседу с родителями и медицинскую документацию, оформляет речевую карту, делая отметки о состоянии нервной системы ребенка, слуха и здоровья (по заключению детского невролога, отоларинголога и педиатра).
Затем специалист оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовой и дыхательной функции. Обследуя звукопроизношение, логопед обращает внимание на характер речевых нарушений, исследует уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза.
Лечение
Основные направления логопедических занятий по коррекции фонематического недоразвития речи включают исправление звукопроизношения, подготовительные занятия к овладению грамотой (школьникам – коррекцию или профилактику нарушений письменной речи), работу над развитием фонематических процессов.
Логопед-дефектолог работает над произношением, обогащением словаря, обучает элементарным навыками чтения и письма, формирует у детей фонематическое восприятие, анализ и синтез, учит составлению предложений (от простых к сложным), работает над развитием связной речи.
Учитывая возрастные особенности детей, основной акцент при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи дошкольников делается на применении игровых методов, также широко используются наглядные средства. В ходе каждого занятия соблюдается рациональная смена видов деятельности.
Детям выдаются творческие домашние задания: повторение слов, чистоговорок, повторение упражнений артикуляторной гимнастики, заучивание стихов и т.д.